занимает место, которое определяется фактическим разделением труда и общественной организацией в целом. Это место зависит от содержания деятельности интеллигенции, которая может быть либо творчески - пассионарной либо институционализированно - репродукционной, а также от свойств среды, в которой статуирована эта часть населения. Развитие промышленных отношений приводит к возрастанию роли интеллигенции. Она превращается в мощный фактор политической жизни. Интеллигенцию в отношении политики следует разделить на две категории: наемную рабочую силу высокой степени дифференциации, развития и сложности выполняемых функций, а также <свободных> мыслителей. Как наемная рабочая сила интеллигенция пронизывает всю политическую структуру - это значительная часть служащих, бюрократии, номенклатуры, членов партий, идеологов, представителей элиты; публицисты и субъекты сферы общественного сознания и общественной психологии, искусства и т. д. Первый отряд интеллигенции противоречив: он имеет свободу сознания и, одновременно, включен в политические институты (ангажирован), что ограничивает его свободу законами корпорации. Вторая, немногочисленная, часть интеллигенции в максимальной мере свободна от идеологических обязанностей, частичности сознания. Это социальный слой, «парящий» вне определенных социально-политических отношений (К. Мангейм). Его представители в состоянии наиболее полно осознавать политический и социальный опыт. Подобное осознание позволяет обществу ориентироваться в своей организации, минимизировать социальные потрясения. Без свободы такой интеллигенции общество крайне идеологизируется, частичные интересы господствующих слоев и элиты превращаются в цель общественного движения. При современной развитой демократии набор свобод и плюрализм в политике формируют условия для деидеологизированного сознания, несмотря на то, что политика без идеологии существовать не может. В условиях господства тоталитаризма все члены общества, включая и интеллигентов, лишаются права на свободное сознание. Сознание становится функцией политики, критичность утрачивается. В конечном итоге общество теряет «иммунитет» ориентации и приходит к стагнации, как это произошло с социализмом. Открытость современного общества не может существовать без адекватного понимания происходящего. Поэтому политика не может не востребовать деятельность "независимой" интеллигенции.