(лат. dissidentes — несогласные) первое оригинальное значение слова — в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле — инакомыслящие. Во-вторых, слово «диссидент» — это название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах в конце 1950 х — середине 80 х гг. В разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968 г.) и Афганистан (1979 г.). Подвергались репрессиям со стороны властей, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и тому подобных, принудительно помещены в психиатрические лечебницы («карательная психиатрия»), высланы или вынуждены эмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын и др.) . В СССР диссидентское движение было достаточно разнородным, чтобы говорить о наличии единого стержня поведения диссидентов. Среди них находились те, кто начинал защищать права любого меньшинства, были даже такие, кто стоял на откровенно националистической позиции, защищая права Русского народа (такие, кстати, подвергались репрессиям в наибольшей степени). Но большая часть диссидентов стояла на антисоветской позиции, тщась порушить государственный порядок в СССР. К их счастью это произошло само собой практически без их влияния. Кроме того, на текущий момент можно говорить о разделении диссидентского движения (сегодня они называются исключительно правозащитниками) на два значимых течения. Первое — т. н. «старая гвардия», которая по инерции движется в том же направлении, в каком двигалась в середине XX века. Второе — «молодёжь», которое, подняв падающее знамя у стариков, вступило на откровенно антигосударственную стезю.