новые политические, социальные идеи и социальные движения, представляющие собой попытку выйти за рамки традиционных представлений о проблемах и конфликтах, возникших на исходе XX столетия. Само слово альтернатива означает необходимость единственного выбора между взаимоисключающими возможными. Сторонники альтернативного общественного развития претендуют на разработку третьего пути, что свидетельствует о пессимистическом отношении как к традиционному буржуазному демократизму, так и к социализму, коммунистической идее и практике. Отправной точкой экономической модели альтернативного развития является разрыв с принципами индустриальной эпохи. Подвергаются резкой критике различные стороны капиталистических производственных отношений, милитаризм, бюрократизм, политика развитых стран в отношении развивающихся и, главное, - разрушающее духовный мир человека стремление к наживе, прибыли. В альтернативных движениях руководствуются такими основными политическими принципами как уважение различий, устранение дискриминации, гарантия прав меньшинства. Свобода объявляется принципом социальной организации на всех уровнях(общины, города, региона и т.д.). Автономия распространяется на все сферы жизни. Государственная власть и вмешательство должны быть сведены к минимуму. В политической сфере альтернативистов отталкивает мощь политической системы с ее политическими организациями, общественными институтами, политическими механизмами (представительной демократией, централизованным принятием решений и т.д.). Центральное место в альтернативных разработках занимает идея "базисной" демократии. Так, в программе партии "зеленых" в ФРГ отмечается, что "базисно-демократическая политика означает осуществление децентрализованной прямой демократии и что решениям базиса должно быть представлено принципиальное преимущественное право. Децентрализованные объединения ( на местах, в округах) должны получит далеко идущую автономию и право на самоуправление". Английские исследователи альтернативных движений С.Котгров и А.Дафф выделяют следующие компоненты их политической концепции: - целостный подход к мировым проблемам. Взаимозависимость всего, в том числе и человеческих сообществ; - тревога по поводу экологических проблем как ключевой момент целостного подхода. Понимание конечности возможностей экосистемы и множественной взаимозависимости всех ее элементов; - обеспечение мира и ядерное разоружение, снятие психологического климата незащищенности, перевод военных расходов на социальные нужды; - децентрализация социальной и политической активности, перестройка общественных структур на основе демократии участия; - трансматериалистические убеждения, способность говорить о духовности в формулах, понятных религиозным людям, акцент на самореализации и внутреннем совершенствовании; - постпатриархальные перспективы. Феминизм - ключевой элемент альтернативной политики; - солидарность с третьим миром. Новые представления о росте и развитии, в центре которых стоит принцип самообеспечения, социальные и культурные цели; - социальная ответственность перед бедными и "трудящимися классами"; - культурный плюрализм, направленный против стандартизации массовой культуры; ненасильственное изменение; - упор не на идеологиях или фиксированных целях, а на вовлечении (просвещении, мобилизации) масс. Проекты альтернативного развития во многом содержат позитивные элементы, рациональное зерно и обладают мобилизующей силой.